Экспертиза качества бензина А-95 на украинских АЗС

Качество бензина А-95 на украинских АЗС продолжает расти, но…

Не все образцы топлива смогли пройти испытания

Потребление сжиженного углеводородного газа в Украине в 2019 году увеличилось до 2,03 млн тонн (+11,1%) по сравнению с 2018 годом. Более того, в минувшем году объем рынка автогаза впервые превысил объем рынка бензина, который в 2019 г. составил 1,95 млн тонн. Снижение потребления бензина в Украине вызвано ростом регистраций б/у иномарок, большая часть которых оснащена дизельными моторами, а также переоборудованием как новых, так и подержанных авто на работу на газе.

На фоне этих тенденций на первый план выходит качество предлагаемого автолюбителям бензина. В Институте потребительских экспертиз провели очередную проверку наиболее популярного 95-го бензина. Эксперты уделили внимание не только крупным сетевым АЗС, но и более скромным дистрибьюторам автомобильного топлива. В этом исследовании были отобраны образцы 11 сетей –WOG, КЛО (Shebel),Chipo, Parallel, Glusco, ANP, UPG, SunOil, Grand petrol, Avantage и Marshall.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы, объемные части ароматических углеводородов, бензола, этанола и метанола. Из 12 образцов только один оказался несоответствующим требованиям ДСТУ.

В первую очередь был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу, в соответствии с которым норматив установлен на уровне не ниже 95,0 единиц.
Все образцы уложились в норматив, отличные показатели продемонстрировали образцы WOG (96,8) и Parallel – (96,7). Также «запас» продемонстрировали Chipo (96,6) и КЛО (Shebel) (96,5). А замыкают рейтинг образцы от UPG (95,3) и Marshall (95,4).

Следующим важным показателем является содержание серы. Высокое содержание этого вещества в топливе приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и быстрому выходу из строя катализатора. Естественно, что при сгорании топлива с большим количество серы в атмосферу выбрасываются больше вредных газов, которым мы дышим. По нормам ДСТУ для А-95-Евро5 содержание серы не должно превышать 10 мг/кг.
Среди исследованных проб бензина анти-рейтинг возглавило топливо от Marshall, практически вдвое превысившее норму – 19,5. Еще одна проба оказалась «граничной» – 10 мг/кг серы обнаружено в топливе от Avantage. Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным – WOG (3 мг/кг) и КЛО (Shebel) (4 мг/кг). Важно отметить, что по сравнению с прошлыми исследованиями показатели у топлива от Chipo и Parallel (5 мг/кг) улучшились. Результат сети КЛО особенно приятен, так как топливо Shebel производится на отечественном Шебелинском НПЗ.

Далее топливо оценивалось на содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. По ДСТУ объемная часть содержания бензола не должна превышать 1%. По этому показателю нарушителем оказалось топливо от Marshall, которое превысила норму в 3,4 раза! Меньше всего серы оказалось у проб, отобранных на АЗС Parallel (0,38%) и WOG (0,39%).

При проверке объемной части ароматических углеводородов превышений обнаружено не было. Для справки – при увеличении содержания «ароматики» растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. У всех участников этот показатель в границах допуска, причем с хорошим запасом. Минимальные значения у КЛО (Shebel) и Parallel . Аномально низким в этой категории стало топливо от Marshall (15%), а в конце списка оказались UPG (28,8%) и ANP (29,3%).

Ну и последним испытанием стало выявление в составе бензина кислородсодержащих соединений – этанола и метанола. К сожалению, не все образцы проб смогли пройти этот тест. По нормам ДСТУ объемное содержание этилового и метилового спирта не должно превышать 3% для метанола и от 5 до 10% – для (био)этанола. 11 из 12-ти проб топлива прошли проверку, а вот образец А-95 от АЗС Marshall продемонстрировал высокое содержание спиртов, значительно превысив допустимые нормы.

Подводя итоги исследований, стоит отметить большинство украинских сетевых АЗС не только предлагают топливо, соответствующего европейским нормам, но и со временем улучшают его качество. Но, к сожалению, риск заправиться топливом с обилием серы и спирта еще сохраняется…

 

АЗС

(исследование ДСТУ 7687:2015)

Октановое число

(исслед. метод)

(норматив – не меньше 95 ед.)

Содержание серы, (норматив не больше 10 мг/кг)

Объемная доля ароматических углеводородов

(в %, не больше 35)

Объемная доля бензолу (в %, не больше 1.0)

WOG

96,8

3

22,5

0,39

Chipo

96,6

5

26,5

0,40

КЛО (Shebel)

96,5

4

18

0,41

PARALLEL

96,7

5

18,3

0,38

Glusco

95,5

7

26,9

0,70

ANP

96,0

6

29,3

0,77

UPG

95,3

8

28,8

0,69

SunOil

95,9

8

23,6

0,59

Grand petrol

96,5

7

28,5

0,61

Avantage

95,8

10

28,7

0,86

Marshall

95,4

19,5

15,5

3,4

 

АЗС

(исследование ДСТУ 7687:2015)

Объемная доля кислородсодержащих соединений

( в %, не больше, метанол, этанол)

WOG

Отсутствует

Chipo

Отсутствует

КЛО (Shebel)

Отсутствует

PARALLEL

Отсутствует

Glusco

0,55 – Отсутствует

ANP

Отсутствует

UPG

Отсутствует

SunOil

Отсутствует

Grand petrol

Отсутствует

Avantage

Отсутствует

Marshall

6,2 – 11,9

Источник: http://www.expertise.in.ua/

Февраль 25, 2020|